Туризм: Ульяновская обасть Туристам Компаниям Природа с доставкой на дом
Туры по области Школьные экскурсии Корпоративные поездки Статьи Фото-альбомы Видео Фото-картины


Поиск: искать


  • Маршрут выходного дня
  • Рыбалка
  • Детские маршруты
  • Корпоративные поездки


  • Достопримечательности
  • Пресса обо мне
  • Мои статьи
  • Справочник грибника






  • 100 Православных мест Ульяновской области










     

    : Мои статьи

    Позабытые и позаброшенные

    НАРОДНАЯ ГАЗЕТА. 23 февраля 2012.
    Статья про села Майнского района:

    Удивительная все-таки вещь — дорога. Вроде бы знаешь, куда и зачем едешь, но всегда есть вероятность найти что-то совершенно новое, интригующее и удивительное. Причем часто осознание того, что ты нашел, приходит позже, когда, копаясь в документах и воспоминаниях, обнаруживаешь то, что не заметил в пути.

    Непокорный крест

    Свернув в Тагае направо и проскочив знаменитые тагайские леса, упираешься в развилку: налево Старое Никулино, направо Новое Никулино. Мне налево. Буквально через несколько минут останавливаюсь у полуразрушенного храма, явно древнего. Других достопримечательностей не видно.

    Земли, где основано село, в 1648 году были пожалованы «боярским детям Любиму Петрову и Ананью Федосееву Микулиным, да братьям Митрофану и Парфену Петровым Саврасовым, в поместье, за службу по Синбирску». Уже в 1660 году здесь построили первую деревянную церковь в честь иконы Казанской Божией Матери. Однако она сгорела, и долгое время в селе была только часовня. Строительство нового храма было связано с двумя важными для сельчан событиями. Первое — явление чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в источнике в соседней деревне Дубенки, а второе — победа России в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. С этой иконой сотни людей ежегодно 3 июня проходили крестным ходом от источника через Старое Никулино и другие села. Известен случай, когда процессия с крестами и хоругвями дошла до Белой горы около деревни Герасимовки, никто из верующих не мог сделать ни шага, чтобы войти в селение. Это было истолковано как знак Божий, что герасимовские недостойны принимать у себя такую святыню, потому что слишком много нагрешили. К иконе относились очень трепетно и у источника поставили часовню, а когда был построен храм Во имя архистратига Михаила, то один из пределов был назван в честь этой иконы. Деньги на строительство церкви выделила местная помещица Надежда Васильевна Краевская. Вскоре в храм перенесли и чудотворную икону. Благодаря этому событию в селе была организована ежегодная ярмарка, послужившая его процветанию. В советское время икона пропала, а храм стал заброшенным. Сохранились воспоминания, что, когда пытались сорвать крест с церкви, многократно рвались веревки и даже трактор с тросом не смог его стащить, лишь погнул.

    Попытки убрать непокорный крест бросили лишь тогда, когда оборвавшийся трос чуть не убил одного из разрушителей.

    Когда-то в Чуфарове кипела жизнь…

    Двигаемся дальше. Через несколько километров расположилось село Чуфарово. И снова взгляд выхватывает полуразрушенные храмы, стоящие у дороги. На крыше одного из них кипит какая-то работа, выхожу и встречаюсь с местным священником отцом Игорем. С горечью в голосе он говорит о трудностях в восстановлении церквей, о малочисленных прихожанах и искренне удивляется, почему столь известное село брошено и забыто.
    Эта земля «Синбиренину Леонтию Лукъяновичу Чуфарову пожалована была Царем Алексеем Михайловичем, в 1671 году, за Синбирское осадное сидение при Стеньке Разине (земля 130 четвертей) в Синбирском уезде. В этом селе две каменныя церкви. Синбиренин Леонтий Лукъянович Чуфаров как основал «слободу Чуфаровскую», так одновременно поставил в ней и часовню, а в 1677 году обратил ее в церковь Во имя св. Николая Чудотворца.

    В 1789 году Михаил Максимович Куроедов ремонтировал эту церковь и, кроме того, ввиду ея незначительных размеров построил новую, каменную же, во имя Пресвятой Троицы». Однако прославилось село совсем не храмами, а людьми, в нем проживающими. Помните любимую детскую сказку «Аленький цветочек», написанную писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым? Это его двоюродной бабушке Надежде Ивановне Куроедовой принадлежало село Чуфарово, именно сюда он часто приезжал в гости, и воспоминания об этом месте отразились в повестях «Детские годы Багрова-внука» и «Семейные хроники». Маленький Аксаков сравнивал чуфаровский усадебный дом с «дворцом Шахерезады — так великолепно выглядели расписанные диковинными сюжетами его стены, удачно гармонирующие с роскошной обстановкой.

    Аксаков писал: «Дом поставлен на небольшом косогоре, из которого били и кипели более двадцати чудных родниковых ключей. Дом, косогор, родники — все это обхватывалось и заключалось в богатом плодовом саду на двенадцати десятинах, со всевозможными сортами яблок и вишен». А вот еще: «Мы рано выкормили лошадей в слободе упраздненного городка Тагая и еще засветло приехали в знаменитое тогда село Чуфарово. Уже подъезжая к нему, я увидел, что это совсем другое, совсем не то, что видал я прежде. Две каменные церкви с зелеными куполами, одна поменьше, а другая большая, еще новая и неосвященная, красные крыши господского огромного дома, флигели с колоколенками бросились мне в глаза и удивили меня».
    С этой усадьбой связан и приезд в Чуфарово генералиссимуса Суворова, который был другом детства Михаила Куроедова (мужа Надежды Ивановны). он заехал сюда, когда вез через Симбирск пойманного Пугачева в Москву. Сама бабушка писателя была описана в романе «Семейные хроники» под фамилией Куролесова. Она сыграла в истории села значительную роль. Когда 21 января 1806 года она умерла, то по духовному завещанию определила, что все ее крепостные вместе с землями становятся навеки вольными хлебопашцами. Им же она подарила две водяные мельницы, луга Бекетовской пустоши, два каменных флигеля и разведенный ею фруктовый сад.

    Господский же дом она завещала своему племяннику, титулярному советнику Тимофею Степановичу Аксакову (отцу С.Т. Аксакова). Однако многочисленные родственники сумели оспорить завещание, и вольную хлебопашцы не получили, а их выступление было подавлено полицией. Так не увенчалась успехом одна из самых крупных и первых попыток в нашей области освободить крестьян от рабства.

    Чуфарово связано и с именем композитора Владимира Никитича Кашперова, нашего знаменитого земляка и ученика М.И. Глинки. Он прославился как автор нескольких опер: «Цыгане», «Мария Тюдор», «Гроза», «Боярин Орша», «Тарас Бульба». Его опера «Мария Тюдор», впервые исполненная в Милане, очень понравилась императрице Александре Федоровне, которая после прослушивания ее в Ницце пригласила всю труппу на вечер, чтобы еще раз услышать наиболее волнительные оперные арии.

    Теперь в Чуфарове осталось только 56 человек, причем нет уже ни одного коренного местного жителя, нет и описанной Аксаковым усадьбы, нет фруктового сада… Все что осталось — две полуразрушенные церкви, несколько родников да липовая аллея. Умирает село, умирает история нашего края… К своему ужасу понимаешь, что все это безразлично и властям, и меценатам, и только бывший офицер, уроженец Тамбова, священник Игорь Александрович Пашенцев пытается практически в одиночку сохранить то, чем должны мы гордиться все…

    Дмитрий ИЛЮШИН

    опубликовано: 22.08.2017

    Эту поездку можно заказать по тлф.: 8-929-790-37-85


    Комментарии:

    Вы можете первым прокомментировать эту страницу...


    Как вас зовут?
    Код с картинки:



    Текст комментария:

    Отправить:

     
    Копирование текстов возможно только с указанием источника: DimaBlondin.Ru

    © 2013 -2024 Дмитрий Илюшин   —   8-929-790-37-85   —   stalker-ul@mail.ru